Махарши Парашара, Брихат-Парашара-Хора-Шастра, том 1
КЛАССИФИКАЦИЯ ЗНАКОВ: Начиная с Меши (Овна),
12 рāши по порядку: подвижный, неподвижный и двойственный;
Пагубный и благотворный; мужской и женским;
Питта, Вāта, Тридхату (Тридоша) и Капха.
Комментарии:
Мудрец Парāшара классифицировал природу 12 рāши [знаков] по различным характеристикам.
Так Меша [Овен], Карка [Рак], Тỹла [Весы] и Макара [Козерог] – это подвижные рāши [знаки];
Вришабха [Телец], Симха [Лев], Вришчика [Скорпион] и Кумбха [Водолей] – неподвижные;
а Митхуна [Близнецы], Канйа [Дева], Дхану [Стрелец] и Мūна [Рыбы] обладают двойственным характером.
Кроме того, Меша [Овен], Митхуна [Близнецы], Симха [Лев], Тỹла [Весы], Дхану [Стрелец], Кумбха [Водолей] – это жестокие и мужские рāши [знаки],
в то время как Вришабха [Телец], Карка [Рак], Канйа [Дева], Вришчика [Скорпион], Макара [Козерог] и Мūна [Рыбы] – это Саумйа [благотворные] и женские рāши [знаки].
А Меша [Овен], Симха [Лев] и Дхану [Стрелец] обладают Питта-природой; Вришабха [Телец], Канйа [Дева] и Макара [Козерог] - Вāта-природой; Митхуна [Близнецы], Тỹла [Весы] и Кумбха [Водолей] - природой Тридхату (Тридоша); а
Карка [Рак], Вришчика [Скорпион], Мūна [Рыбы] - Капха-природой.
Все рāши жестокого характера – мужские; а рāши благотворного характера –женские.
Природа рāши обладает большим значением в карте рождения. Если у рāши Лагны жестокий и мужской характер, то у рождённого будет больше мужских качеств.
Наоборот, расположение в Лагне Саумйа-рāши [благотворного знака] и влияние женских грах [планет] даст рождённому женские качества, такие как деликатность, изящность, смирение и уступчивость. Это будет проявлятся во всех областях жизни.
Полезность знания подвижной, неподвижной и двойственной природы также многообразна. Это знание может использоваться в Прашна-Джйотише и в Хоре. В древних книгах по астрологии сказано, что если Лагна занята подвижным рāши [знаком] и правитель Лагны тоже находится в подвижном рāши [знаке], то рождённый будет зарабатывать на жизнь в чужих странах. Смысл в том, что место заработка у него будет не одно, и оно не будет постоянным. Он будет любить странствовать и переезжать.
Если большее количество грах [планет] находится в подвижных рāши [знаках], то человек будет более активным и практичным, и менее склонным к размышлениям и задумчивости. С другой стороны, если больше грах [планет] расположено в неподвижных рāши, то он будет более склонным к размышлениям, вдумчивым и менее практичным, и активным. Если из-за "подвижности" своего характера человек будет склонным к гневу и обидчивым, то при этом у его гнева и обид будет короткая продолжительность. Если вследствие своего "неподвижного" характера он не спешит обижаться, то при этом его гнев или обида может длится долго.
Теория трёх Дош - Вāты, Питты и Капхи – это основа науки Аюрведы. На этой теории основаны эмбриологические, анатомические, физиологические, патологические и терапевтические концепции Аюрведы. Эта наука - наследие Ведической мудрости, и она не была заимствована. Ссылки на Тридоша есть в другой Ведической литературе.
Эти три Доши называются ‘Вāта’, ‘Питта’ и ‘Капха’; они – три фундаментальных составляющих, три принципа, от которых зависит построение и поддержание тела. Поэтому их называют и ' Дхату', что буквально означает "те, что поддерживают". Когда они находятся в равновесии (в балансе), то это будет здоровье; а нездоровье наступает, когда они не находятся в равновесии, тогда эти ‘ Дхату’ действительно становятся ‘Доша’, что буквально означает "недостаток", "повреждение", "дефект", "несовершенство", "изъян", "загрязнение".
Названия Дош - Вāта, Питта и Шлешма (Капха) - произошли от санскритских корней 'Ва', 'Тапа' и 'Шлиш', и они указывают на свои действия в теле. Некоторые переводят 'Вāта' как «ветер», 'Питта' - как «жёлчь» или «огонь», а 'Шлешма' - как «слизь» или «жидкость», что вводит в заблуждение. Значением корня 'Ва' – это ‘ Гати” («движение», «перемещение») и ‘ Гандхана’ («инициирование», «начинание», «энтузиазм»). Это означает, что естественные качества Вāты (Вāйу) – это движение, восприятие и
Махарши Парашара, Брихат-Парашара-Хора-Шастра, том 1 45
передача этих движений и восприятий к другим частям тела, а также способность начинать и энтузиазм. Значение слова 'Тапа' – это ‘ Сантап’ («жар», «тепло»), а значение слова 'Шлиш' – это ‘ Алингана’ («держать», «охватывать»). Это означает, что естественные качества Питты – это создание тепла и выполнение биохимических функций в теле. Аналогично, качества Шлешмы – связывание, соединение и интеграция. Согласно Чараке (Сутрастхāн, глава 18) Питта, Капха и Вāта соответственно отвечают за следующее:
1) Питта: Зрение (в противоположность восприятию, за которое отвечает Вāйу –Вāта), пищеварение, появление голода или жажды, образование мягкости и податливости в теле; блеск, живость (жизнерадостность) и интеллект – всё это проявление Питты в её нормальном (уравновешенном) состоянии.
2) Капха: Капха смазывает работу суставов, даёт стабильность телу, формирует телосложение, даёт потенцию, силу, воздержанность, храбрость и скромность (отсутствие жадности), если она находится в нормальном (уравновешенном) состоянии.
3) Вāта: Энтузиазм, вдохновение и воодушевление, сознательные действия (такие как речь и ходьба) вызваны циркуляцией через тело поддерживающих элементов, таких как сок (хилус), кровь и других. Аюрведа говорит не только о циркуляции крови (как современная западная медицина), но также и о трансформациях других тканей – о кругообращении всех семи Дхату [тканей].
Вследствие функционирования Вāты в её нормальном (уравновешенном) состоянии тело освобождается от экскреторных (выделительных) продуктов. Классификация рāши [знаков] по Дхату очень важна. Равновесие в теле той Дхату, которая связана с рāши(знак), присутствующим в 6й бхāве (доме), зависит от того, какого типа грахи [планеты] расположены в этой 6й бхāве и какие дришти [аспекты] идут на него. Если 6-я бхāва получает дришти [аспект] пагубных грах(планет) и нет никакого влияния благотворных грах, то в теле будут болезни, связанные с Дхату рāши в 6й бхāве. В противоположном случае, Дхату остаётся в равновесии (балансе) и болезней, связанных с ней, не будет. Неблагоприятные влияния, оказываемые на рāши [знак] в Лагне, дают пагубный результат для конституции тела рождённого. Этот результат связан с рāши [знаком], присутствующим в Лагне, и подобные же влияния на 4ю бхāву [дом] дают пагубный результат в психологическом плане.